Сегодня мы представляем вашему вниманию заключительное интервью проекта «Разговор с психологом» и знакомим с еще одним специалистом отделения психологической помощи – клиническим психологом Яной Кузнецовой.
Вместе с ней обсудим, как злоупотребление алкоголем и наркотиками меняет мозг и как методы психотерапии могут помочь мозгу восстановиться. Теорий, объясняющих зависимое поведение в современном мире достаточно много, речь пойдет о концепции, построенной на основе данных когнитивных нейронаук.
Яна Андреевна, вы обратились к одной из самых интересных и загадочных для неспециалиста в этой сфере тематике – работе головного мозга в состоянии зависимости. Разве мозг способен различать зависимости?
С момента рождения наш мозг настроен на то, чтобы вознаграждать приятные переживания. Например, когда мы едим что-то вкусное или слушаем музыку, которая нам нравится, система вознаграждения нашего мозга выделяет химические вещества – нейромедиаторы, которые вызывают чувство удовольствия. Когда происходит выделение нейромедиаторов вызывающих удовольствие вы чувствуете себя прекрасно и хотите повторить такое поведение.
Алкоголь и большинство других психоактивных веществ (ПАВ – прим.) имеют химическую структуру, которая очень похожа на некоторые из природных химических веществ нашего мозга, например дофамин. Стимулированный алкоголем или другим наркотиком мозг высвобождает от двух до десяти раз больше дофамина, чем когда вы едите что-нибудь вкусное или испытываете другие естественные и приятные переживания. Чрезмерное чувство удовольствия, или эйфория, которую вы при этом испытываете, приводит к сильному желанию повторить переживание.
Наше естественное переживание удовольствия с участием дофамина способствует выживанию. Переживание удовольствия, которое мы получаем от еды, интимной близости и других приятных занятий, является причиной того, что мы повторяем эти действия. Но удовольствие, вызванное повторяющимся употреблением алкоголя и наркотиков, не обеспечивает выживание и благополучие, а вызывает эмоциональное и физическое страдание, понижает способность испытывать удовольствие и заниматься жизнеобеспечением, одновременно заставляя человека продолжать употребление.
То есть человек сам «погружает» себя в пагубную зависимость?
Каким бы порочным ни был этот круг, биологически он вполне оправдан. Вот что происходит: при многократном употреблении наркотиков или алкоголя выработка мозгом дофамина снижается, и при меньшем количестве доступного дофамина мозг использует ПАВ не для того, чтобы вызвать интенсивную эйфорию, а просто чтобы нормально работать. Если в мозгу не хватает дофамина, то все, что раньше доставляло удовольствие, просто больше не работает; эта потеря удовольствия может привести к депрессии, чувству безнадежности. Когда люди находятся в таком положении, они не только испытывают необходимость принимать алкоголь или наркотики, но нуждаются в еще большем количестве психоактивных веществ, чтобы вызвать тот самый прилив дофамина, который испытали впервые, когда все только начиналось.
Как меняется мозг, когда у индивида уже сформирована зависимость?
В долгосрочной перспективе зависимость приводит к другим мозговым изменениям, которые затрудняют отказ от употребления алкоголя и наркотиков. Части мозга, работающие согласованно, чтобы контролировать и планировать рациональное поведение, например лобные доли, могут быть повреждены чрезмерным употреблением алкоголя или наркотиков. В то же самое время химические вещества мозга, влияющие на вашу способность обучаться, могут истощиться, вызывая проблемы со способностью мыслить и рассуждать. Когда это происходит, поиск способов достать и употребить алкоголь или наркотики напоминает заученную привычку, которую человек повторяет, даже не отдавая себе в этом отчета. Она становится похожей на рефлекс — то, что вы делаете автоматически, не задумываясь, особенно когда находитесь в определенном месте или с человеком, с которым ассоциируете употребление алкоголя или наркотиков.
Когда человек часто употребляет ПАВ с определенными людьми или в определенных местах, он учится ассоциировать этих людей или эти места с опытом переживания алкогольного или наркотического опьянения. Люди и места становятся «сигналами». Эти сигналы вызывают предвосхищение употребления и всех переживаний, которые сопровождают опьянение. Такое предвосхищение может привести к сильному побуждению, патологическому влечению. Эмоции также могут стать сигналами; если употреблять алкоголь или наркотики постоянно, когда человек находится в определенном эмоциональном состоянии, например, когда сердится, грустит или нервничает, то само эмоциональное состояние может стать условным сигналом.
Как к решению такой задачи подходит психолог?
Если большая часть зависимого поведения является выученной, то ориентированному на выздоровление поведению также можно научиться. Пациент не может в своем мозге стереть воспоминания, связанные с употреблением ПАВ как реакции на различные условные сигналы — будь то люди, места или предметы. Но он может обучиться новым реакциям на эти сигналы. Чем дольше он сможете воздерживаться от алкоголя или наркотиков, тем выше шансы на полноценную жизнь без психоактивных веществ в долгосрочной перспективе.
Психолог может применять мотивационные техники, которые помогут исследовать мысли о том, как восстановление может изменить жизнь. А также заниматься психообразованием, рассказывая и обучая пациента тому, как работают те или иные процессы формирования зависимости, включая медико-биологические и психосоциальные факторы, которые играют в этом важную роль, помочь в принятии и понимании своего состояния, работая с анозогнозией.
Психолог ведет психокоррекционную и психотерапевтическую работу, используя различные техники психологического консультирования: когнитивно-поведенческую терапию, рационально-эмотивную терапию, кризисную психотерапию, арт-терапию, личносто-ориентироанный подход, гештальт-терапию, технологии семейного консультирования, групповую психотерапевтическую работу.
Также в работе психолога применяются различные инструменты, такие как метафорические карты, игро-практики, практики осознанности и другие практики. Все это поможет понять, как ваше зависимое поведение стало выученным и обусловленным; определить людей, места и предметы, которые обусловили патологическое влечение к употреблению психоактивных веществ (другими словами, распознать ваши триггеры); обучиться здоровым реакциям на эти триггеры, которые позволят вам воздерживаться от употребления наркотиков или алкоголя; выявить личностные черты и качества, которые помогут справиться с проблемой зависимости; помочь преодолеть барьеры в осознании необходимости изменения форм своего неадаптивного поведения.