В канун Международного женского дня продолжаем знакомить вас со специалистами отделения психологической помощи Областной наркологической больницы и спецификой их работы.
Сегодня поговорим с заведующим отделением психологической помощи Анной Гарбер и выясним, почему так необходима помощь психолога зависимому человеку во время реабилитации и узнаем, как психолог может стимулировать пациента на положительные изменения.
Анна Николаевна, не секрет, что работа с зависимыми людьми имеет свою определенную специфику. В вашей работе есть нюансы, тонкости и сложности, расскажите об это более подробно?
Да, конечно, такие нюансы присутствуют. Так можно говорить о том, что зависимое поведение требует внимания в течение всей жизни. Немного людей знает об этом. Тогда что же принято считать выздоровлением? Выздоровление – это состояние стойкой ремиссии.
Условно в психике зависимого человека есть две субличности – одна здоровая, вторая зависимая. Наша задача, как специалистов, «обезвредить» зависимую субличность и «вырастить» здоровую. Поэтому, если мы говорим обо всех этапах помощи зависимому человеку, то ему важно пройти все и особенно полный курс реабилитации, понять программу и необходимые действия для дальнейшего выздоровления. Для этого зависимому человеку на первых этапах своего выздоровления необходимо уделить достаточное время. Так реабилитация в филиале «Урал без наркотиков» длится шесть месяцев. В течение этого времени пациент активно знакомится с собой, понимает особенности своего заболевания и формирует представления о своей дальнейшей жизни без употребления веществ. Клинический психолог сопровождает в этом пути и помогает добиться ремиссии.
То есть на время реабилитации психолог, грубо говоря, включается в жизнь зависимого человека?
Можно сказать и так. Существует термин, который обозначает этот процесс: клинико-психологическая интервенция или психологическое воздействие. Психологическое воздействие направлено на достижение изменений функционирования личности пациента в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Для лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, характерно наличие ряда личностных нарушений, которые отчасти обусловлены особенностями личности, сформированными еще в детстве. Среди них психологический инфантилизм, низкий уровень самооценки, сложности в выражении эмоций, склонность перекладывать ответственность на окружающих и др. Также вследствие употребления возникает нарушение представлений о себе и образа «Я», искажаются основные жизненные ценности, снижаются адаптационные способности и т.д.
Все вышеперечисленное формирует зависимую личность и приводит к ее дезадаптации на всех уровнях социального функционирования и требует коррекции.
Целью психологической работы клинического психолога в реабилитации является помощь в преодолении психологической зависимости от психоактивных веществ (ПАВ – прим.), коррекция личностных нарушений пациента и повышение уровня социального функционирования.
Поясните, пожалуйста, что происходит в процессе взаимодействия психолога и пациента?
В ходе психокоррекционных занятий происходит формирование адекватной внутренней картины болезни, изменение образа «Я», стабилизация эмоционально-волевой сферы, развитие конструктивных способов совладания со стрессом, развитие коммуникативных навыков и переход в активную жизненную позицию.
Если говорить о самом взаимодействии, как оно происходит?
Психологическая работа предполагает определенную структуру и организацию взаимодействия специалиста и пациента. Обозначу наиболее популярные формы, которые мы применяем в работе.
Индивидуальная работа – это непосредственное взаимодействие специалиста и пациента, которое заключается в работе с личной историей пациента, выявлении механизмов образования и сохранения патологических механизмов, их коррекции.
Групповая работа осуществляется в процессе взаимодействия членов группы, не исключая специалиста, с целью коррекции дезадаптивных отношений и установок, выработкой новых стереотипов поведения и реагирования.
И, работа с семьей, которая направлена на всех членов семьи для улучшения взаимодействия и взаимопонимания.
А как психологическая работа осуществляется в реабилитации?
Психологическая работа осуществляется в три этапа.
На первом этапе – адаптационном – происходит включение пациента в процесс реабилитации в рамках круглосуточного стационара. Данный этап включает в себя адаптацию к условиям работы стационара, распорядку дня, формированию устойчивой мотивации на прохождение полного курса реабилитационной программы и стремления жить без ПАВ, понимание основ программы реабилитации и принципов работы по ней, знакомство с членами группы и вхождение в коллектив. В среднем этот этап занимает около месяца.
Второй этап – интеграционный – направлен на погружение пациента в процесс реабилитации и осуществляет психокоррекцию личностных нарушений и нивелирование зависимой субличности, усиливает стремление пациента жить без ПАВ, а также ориентирован на осознание и развитие здоровых конструктивных частей личности, повышение социальной компетентности, оказание психологической поддержки в процессе работы по программе реабилитации. Длительность интеграционного этапа составляет 4 месяца.
Третий этап – стабилизационный – ориентирован на упрочнение позитивных личностных изменений и подготовку к выписке из реабилитационного отделения, принятие ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни, ориентацию на дальнейшую социализацию и улучшение семейных отношений, формирование реальной жизненной перспективы. Он продолжается около месяца.
Итак, все этапы занимают 6 месяцев.
Клинические психологи нашего отделения обладают всеми необходимыми навыками и компетенциями для реализации программы выздоровления у наших пациентов и формирования у них стойкой ремиссии, а также здоровой и счастливой жизни после окончания реабилитации.